ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины

2.      РИФОВЫЙ УЗЕЛ. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах

3.     ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку

4.     ПЛОСКИЙ УЗЕЛ. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра

5.     ПРОСТОЙ ШТЫК. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям

6.     ШТЫК СО ШЛАГОМ. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов

7.     ШТЫК С ОБНОСОМ. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги

8.     РЫБАЦКИЙ ШТЫК. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей

9.     СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ.

10.   ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ. Выбленочный узел - один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов

11.   ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок

12.   БУЙРЕПНЫЙ УЗЕЛ. Буйрепный узел применяют при креплении буйрепа к якорю

13.   БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом

14.   ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом

15.   КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ. Калмыцкий узел применяют при подаче различных инструментов

16.   БОЦМАНСКИЙ УЗЕЛ. Боцманский узел применяют при проведении надпалубных работах для подъема работающего на мачту

17.   СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов

18.   ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш

19.   БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый

20.   ГИНЦЕВЫЙ УЗЕЛ. Гинцевый узел применяют при креплении тросов к огону с коушем

21.   УДАВКА. Удавку применяют при буксировке бревен

22.   ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА. Узел затягивающаяся удавка применяют при временном креплении троса за плавающие предметы

23.   ГАЧНЫЙ УЗЕЛ. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов

24.   ГАЧНЫЙ УЗЕЛ СО ШЛАГОМ. Гачный узел со шлагом применяют при закреплении тонких тросов на гаке

25.   ДВОЙНОЙ ГАЧНЫЙ УЗЕЛ. Двойной гачный узел применяют при закреплении на гаке тросов

26.   БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битенге

27.   УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ». Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа

28.   УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ СТРОПА.

29.   УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА I вариант.

30.   УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА II вариант.

31.   УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА Ш вариант.

32.   УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» I вариант. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей

33.   УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» II вариант.

34.   СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ.

35.   КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ.

36.   КРЕПЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ШВАРТОВОВ НА ПАЛЕ.

37.   КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА УТКЕ.

38.   КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА НАГЕЛЕ.

39.   КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА ЗА РЫМ.

40.   ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки

41.   РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ. Рыбацкий узел применяют при связывании двух тросов

42.   РЫБАЦКИЙ ОГОН. Рыбацкий огон применяют вместо обычного огона при обрыве швартовного троса

43.   ФАЛОВЫЙ УЗЕЛ. Фаловый узел применяют при подъеме бревен

44.   ЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ ОГОН. Затягивающийся огон рекомендуется применять при закреплении тросов за какие-либо предметы

45.   БОЧЕЧНЫЙ УЗЕЛ I вариант. Бочечный узел применяют при погрузке и выгрузке бочек

46.   БОЧЕЧНЫЙ УЗЕЛ II вариант.

47.   ПРИВЯЗЫВАНИЕ БРОСАТЕЛЬНОГО КОНЦА К ШВАРТОВУ.

48.   ПРИВЯЗЫВАНИЕ ЛОТЛИНЯ К ГИРЕ ЛОТА.

49.   ТОПОВЫЙ УЗЕЛ I вариант. Топовый узел применяют для заведения временных оттяжек при установке мачт

50.   ТОПОВЫЙ УЗЕЛ II вариант.

51.   ВЕДЕРНЫЙ УЗЕЛ. Служит для привязывания бросательного конца к огону швартова

52.   ПРОСТАЯ МАРКА. Простую марку делают на концах тросов, предохраняя их от распускания

53.   САМОЗАТЯЖНАЯ МАРКА. Самозатяжную марку делают на концах тросов, предохраняя их от распускания

54.   МАРКА СО ЗМЕЙКОЙ.

55.   МАРКА С ПРОБИВКОЙ. Марку с пробивкой накладывают на концы снастей бегучего такелажа

56.   ПОЛУБЕНЗЕЛЬ. Полубензель применяют для временного скрепления двух параллельно расположенных тросов

57.   БЕНЗЕЛЬ С КРЫЖОМ. С помощью этого бензеля заделывают коуши на вантах

58.   ПРЯМОЙ (КРУГЛЫЙ) БЕНЗЕЛЬ. Прямой бензель применяют для скрепления двух параллельно расположенных тросов

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1 а) и связывают так, как показано на рис. 1 б.

Затянутый узел показан на рис. 1 в. На рис. 1 г представлен неправильно завязанный прямой узел.

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш (рис. 1 д).

uzel_1.jpg

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис 2 а, б). Благодаря этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2 в.

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

uzel_2.jpg

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3 а) и повторяют начальную операцию (рис. 3 б). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. Ъв).

Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

uzel_3.jpg

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4 а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4 б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового конца толстого троса (рис. 4 в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4 г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра.

Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4 д.

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5 а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5 б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5 в) и прочно закрепляют с помощью тонкого, линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5 г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

uzel_4.jpguzel_5.jpg

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6 а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6 б, в).

Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

uzel_6.jpg

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7 а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7 б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.

Законченный узел изображен на рис. 7 в.

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки.

uzel_7.jpg

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8 а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8 б). После образования второго полуштыка (рис. 8 в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8 г).

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

uzel_8.jpg

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами.

1.  Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя - тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким ли нем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9 а, б, в.

2.  Конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9 г, д.

uzel_9.jpg

10. ВЫБЛЕНОЧНЫИ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10 а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10 б).

Затянутый узел показан на рис. 10 в.

В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10 г, д), надевают их на предмет (рис. 10 е) и затягивают узел (рис. 10 ж).

Применение. Выбленочный узел - один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей (см. с. 51).

uzel_10.jpg

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11 б).

Затянутый узел показан на рис. 11 в.

Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

uzel_11.jpg

12. БУИРЕПНЫИ УЗЕЛ

Выполнение. Трос, на ходовом конце которого изготовлен кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап якоря (рис. 12 а, б), проводят под перекрещивающий шлаг и прочно крепят к веретену якоря линем или шкимушгаром (рис. 12 в).

Применение. Буйрепный узел применяют при креплении буйрепа к якорю.

uzel_12.jpg

13. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 13 а). Конец троса проводят в колышку (рис. 13 б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 13 в). Затянутый узел изображен на рис. 13 г.

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

uzel_13.jpg

14. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некагором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 14 а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 14 б), который затем расширяют и обносят вокруг узла (рис. 14 в, г).

Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры (рис. 14 д). Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. с. 17), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки. Этот способ завязывания узла приведен на рис. 14 е, ж, з.

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

15. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 15 а, б), после чего ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис. 15 в, г).

Затянутый узел показан на рис. 15 д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт; узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

uzel_14.jpguzel_15.jpg

16. БОЦМАНСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают две колышки больших размеров, причем вторая колышка должна несколько перекрывать первую (рис. 16 а). Верхние части колышек в месте их перекрещивания отгибают вниз (рис. 16 б), и в образующиеся при этом петли вводят снизу вверх основные петли узла (рис. 16 в, г). Затянутый боцманский узел показан на рис. 16 д.

Применение. Боцманский узел применяют при проведении надпалубных работах для подъема работающего на мачту, стеньгу и т. д. Петли узла надевают на ноги работающего, а свободный конец троса обносят вокруг пояса и крепят к основному тросу.

uzel_16.jpg

17. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в том месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 17 а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 17 б).

Затянутый сваечный узел показан на рис. 17 в.

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.

Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 17 г.

uzel_17.jpg

18. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 18 а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 18 б). Затянутый узел показан на рис. 18 в.

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам.

Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

uzel_18.jpg

19. БРАМШКОТОВЫИ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 19 а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 19 б, в).

Затянутый узел показан на рис. 19 г.

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями.

Применение узла в последнем случае показано на рис. 19 д, е, ж. ■

uzel_19.jpg

20. ГИНЦЕВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса два раза обносят вокруг шейки коуша (рис. 20 а, б). Оба шлага накрывают коренной частью троса, которую затем складывают в виде петли и вводят в коуш (рис. 20 в). противоположной стороны.

После этого в петлю вставляют деревянный клевант или свайку, удерживающие ее в коуше (рис. 20 г). На рис. 20 д узел показан с противоположной стороны.

Применение. Гинцевый узел применяют при креплении тросов к огону с коушем, например, при креплении талей к сейштенкелю во время обтягивания вант, подъеме тяжестей и т. д.

uzel_20.jpg

21. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21 а, 6).

Затянутый узел изображен на рис. 21 в.

Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 21 г). В этом случае узел называется удавкой со

шлагом.

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

uzel_21.jpg

22. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 22 а). Обе петли четыре - пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 22 б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней.

Готовый узел изображен на рис. 22 в.

Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Применение. Узел затягивающаяся удавка применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т.д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

23. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 23 а) закладывают в гак (рис. 23 б) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 23 в). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

uzel_22.jpguzel_23.jpg

24. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг спинки гака (рис. 24 а), закладывают в гак (рис. 24 б) и накрывают коренной частью троса. Обе ветви троса скрепляют под гаком линем или шкимушгаром (рис. 24 в). На рис.24 узел показан с противоположной стороны.

Применение. Гачный узел со шлагом применяют при закреплении тонких тросов на гаке, имеющем большой диаметр спинки.

25. ДВОЙНОЙ ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На той части троса, где предполагают завязать двойной гачный узел, делают две одинаковые по размерам петли (рис. 25 а). Петли обвивают тремя шлагами троса (рис. 25 б, в) и надевают на гак, а коренной и ходовой концы скрепляют под гаком тонким линем или шкимушгаром (рис. 25 г).

Применение. Двойной гачный узел применяют при закреплении на гаке тросов, испытывающих большую нагрузку, так как независимо от величины нагрузки этот узел легко развязывается при снятии его петель с гака.

uzel_24.jpg

а)

uzel_25.jpg

26. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 26 а). Ее проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 26 б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 26 в, г).

Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 26 д).

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битенге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битенге швартовов и других тросов.

27. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 27 а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис. 27 б) и надевают на гак (рис. 27 в).

Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 27 г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

uzel_26.jpguzel_27.jpg

28. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ СТРОПА

Выполнение. Укорачиваемый строп укладывают как указано на рис. 28 а; затем одну из петель обносят вокруг другой (рис. 28 б) и обе петли надевают на гак (рис. 28 в, г).

Укороченный строп в рабочем положении показан на рис. 28 д. Узел развязывается, если петли снять с гака.

29. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

(I вариант)

Выполнение. На тросе вяжут сваечный узел (рис. 29 а). В петлю сваечного узла вводят сложенный вдвое трос, в результате чего образуется новая петля (рис. 29 б). В эту петлю также вводят сложенный вдвое трос и т. д. (рис. 29 в).

Когда длина троса окажется уменьшенной до нужных размеров, конец троса пропускают через последнюю петлю (рис. 29 г) и зажимают в ней с помощью деревянного вкладыша (рис. 29 д).

uzel_28.jpguzel_29.jpg

30. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

(II вариант)

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 30 а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, кимушгаром или каболкой (рис. 30 6).

31. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

(III вариант)

Выполнение. На укорачиваемом тросе последовательно делают две колышки (рис. 31 а). Внутреннюю часть правой колышки проводят в левую колышку, а внутреннюю часть левой колышки - в правую (рис. 316, в). Затем узел затягивают и на каждую из его петель накидывают по одному полуштыку. Петли узла крепят к коренной части троса каболкой, шкимушгаром или линем (рис. 31 г).

uzel_30.jpguzel_31.jpg

32. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА»

(I вариант)

Выполнение. На конце троса делают небольших размеров петлю (рис. 32 а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 32 б). Затянутый узел изображен на рис. 32 в.

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

33. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА»

(II вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза.

Выполнение узла приведено на рис. 33 а, б, в.

Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).

uzel_32.jpguzel_33.jpg

34. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 34 а, б), после чего ходовой конец стопора два — четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 34 в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 34 г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 34 д).

]1]ш цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом, на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 34 е).

35. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Выполнение. Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 35 а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три - пять шлагов восьмерок. С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис. 35 г, д). На рис. 35 е, ж, з, и, а также 35 к показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

uzel_34.jpguzel_35.jpg

36. КРЕПЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ШВАРТОВОВ НА ПАЛЕ

Для закрепления швартовного конца на пале (лушке, битенге), на котором уже закреплены другие швартовы, заводимый конец вводят снизу в огон ранее закрепленного троса (рис. 36 а, б) и лишь после этого надевают его на пал (рис. 36 в). Такой способ крепления позволяет отдавать нужный швартов, не снимая с пала огонов остальных тросов.

37. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА УТКЕ

Ходовую часть троса обносят вокруг утки (рис. 37 а) и три - четыре раза накладывают на нее в виде восьмерки (рис. 37 6, в).

uzel_36.jpguzel_37.jpg

38. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА НАГЕЛЕ

Выполнение. Конец троса обносят полушлагом вокруг нижней части нагеля и три - четыре раза накладывают на нагель восьмеркой (рис. 38 а, б, в) При закреплении на нагеле снастей бегучего такелажа, коренной конец снасти, имеющий огон, закрепляют на нагеле так, как показано на рис. 38 г, а ходовой конец снасти крепят на этом же нагеле поверх коренного обычным образом (рис. 38 д).

39. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА ЗА РЫМ

Выполнение. Конец троса складывают вдвое и пропускают в рым (рис. 39 а). Между отогнутой петлей и сложенным вдвое тросом вводят драек или какой-либо деревянный брусок (рис. 39 б). Ходовой конец должен быть скреплен с тросом каболкой или шкимушгаром. Такой способ применяют только для временного закрепления тросов, а также для растягивания тросов при клетневании и тренцевании и при выполнении некоторых других такелажных работ.

Для стационарного закрепления троса за рым применяют другой способ: на некотором расстоянии от конца троса завязывают полупрямой узел, после чего ходовой конец троса вводят в рым, как указано на рис. 39 в, и проводят параллельно шлагам полупрямого узла (рис. 39 г).

Законченный узел показан на рис. 39 д.

Этот узел не находит широкого применения на практике, так как крепление троса за рым более целесообразно выполнять узлами штык с обносом и рыбацкий штык (см. с. 11, 12).

uzel_38.jpguzel_39.jpg

40. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с помощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки, проводят над тросом, перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг.

Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 40.

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

41. РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца одного из связываемых тросов завязывают полупрямой узел (рис. 41 а). В петлю этого узла вводят конец другого троса, на котором также завязывают полупрямой узел, охватывающий первый трос (рис. 41 б). Затянутый узел показан на рис. 41 в.

Применение. Рыбацкий узел применяют при связывании двух тросов, имеющих примерно одинаковую толщину. Этот узел не рекомендуется применять при больших нагрузках на трос, так как он сильно затягивается и его очень трудно развязать.

uzel_40.jpguzel_41.jpg

42. РЫБАЦКИЙ ОГОН

Выполнение. Ходовой конец вводят в петлю полупрямого узла, завязанного на некотором расстоянии от конца троса (рис. 42 а), после чего на ходовом конце вяжут полупрямой узел, охватывающий коренную часть троса (рис. 42 б). Законченный огон показан на рис. 42 в.

Применение. Рыбацкий огон применяют вместо обычного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо быстро и надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

uzel_42.jpg

43. ФАЛОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концом троса охватывают предмет тремя шлагами затем ходовой конец обносят вокруг троса и проводят под самого себя (рис. 43 а), и под первый шлаг узла (рис. 43 б). Затянутый узел показан на рис. 43 в.

Применение. Фаловый узел применяют при подъеме бревен, деталей рангоута и т. д.

uzel_43.jpg

44. ЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ ОГОН

Выполнение На некотором расстоянии от конца завязывают узел восьмерку, затем ходовой конец пропускают в верхнюю петлю восьмерки и после затягивания узла закрепляют схваткой из шкимушгара или линя (рис. 44 а, б, в).

Применение. Затягивающийся огон рекомендуется применять при закреплении тросов за какие-либо предметы

45. БОЧЕЧНЫЙ УЗЕЛ

(I вариант)

Выполнение. В средней части короткого (6 - 10 м) троса завязывают полупрямой узел (рис. 45 а); полупетли этого узла несколько разводят в стороны (рис. 45 б), и в таком виде узел надевают на нижнюю часть предмета. При этом свободная нижняя часть узла должна проходить под основанием предмета, а полупетли должны охватывать предмет с боков (рис. 45 в). Для увеличения прочности узла на тросе завязывают еще один полупрямой узел, полупетли которого охватывают верхнюю часть предмета (рис. 45 г). Концы троса связывают над предметом рифовым узлом.

Применение. Бочечный узел применяют при погрузке и выгрузке бочек, бидонов, бутылей и т. д.

uzel_44.jpguzel_45.jpg

46. БОЧЕЧНЫЙ УЗЕЛ

(II вариант)

Выполнение. На стропе делают небольших размеров петлю (рис. 46 а), после чего выгружаемый предмет устанавливают на то место, где перекрещиваются тросы, или же петля стропа подводится под предмет (рис. 46 б). Свободную часть стропа проводят над предметом, пропускают снизу вверх в петлю стропа (рис. 46 в) и проводят над предметом в обратном направлении, образуя вторую петлю (рис. 46 г). После этого вторую петлю узла разводят в стороны, ее ответвления пропускают под боковыми частями стропа (рис. 46 д, е) и надевают на гак (рис. 46 ж).

47. ПРИВЯЗЫВАНИЕ БРОСАТЕЛЬНОГО КОНЦА К ШВАРТОВУ

Выполнение, Линь бросательного конца привязывают к огону швартова выбленочным узлом с петлей (рис. 47 а) или же штыком, также дополненным петлей для быстрого развязывания узла (рис. 47 б). Бросательный конец должен быть закреплен к огону на некотором расстоянии от его вершины, в противном случае при набрасывании швартова на пал узел будет зажат.

uzel_46.jpguzel_47.jpg

48. ПРИВЯЗЫВАНИЕ ЛОТЛИНЯ К ГИРЕ ЛОТА

Выполнение. Конец лотлиня с огоном пропускают в стропку (рис. 48 а), обносят вокруг гири (рис. 48 б) и обтягивают. В результате лотлинь оказывается скрепленными со стропкой гири прямым узлом (рис. 48 в).

49. ТОПОВЫЙ УЗЕЛ

(I вариант)

Выполнение. На тросе поочередно делают три одинаковые по размерам колышки (рис. 49 а, б). Внутренние части первой и третьей колышек проводят навстречу друг другу (рис. 49 в): в одну из них - направо, между тросами, образующими вторую и третью колышки, а другую - в обратном направлении, между второй и первой колышками (рис. 49 г). В результате этого образуются две боковые петли узла. Третья петля образуется средней колышкой. Затянутый узел изображен на рис. 49 д.

Применение. Топовый узел применяют для заведения временных оттяжек при установке мачт, свай и т.д. Узел надевают на предмет внутренней петлей, а три основные петли узла служат для закрепления тросов — оттяжек. Если трех петель недостаточно, то свободные концы троса могут быть связаны прямым узлом и топовый узел будет дополнен четвертой петлей. Таким образом, укрепленный на верхней части предмета топовый узел дает возможность завести в общей сложности до четырех оттяжек.

Топовый узел легко развязывается при тяге за свободные концы троса.

uzel_48.jpguzel_49.jpg

50. ТОПОВЫЙ УЗЕЛ

(II вариант)

Выполнение. На некотором расстоянии от конца троса завязывают полупрямой узел с петлей (рис. 50 а). В эту петлю вводится второй конец троса, на котором затем также вяжется полуузел (рис. 50 б). После этого правую петлю проводят налево между тросами, образующими левый полуузел (рис. 50 в), а левую петлю, наоборот, направо (рис. 50 г).

Применение. См. применение тонового узла (первый вариант).

51. ВЕДЕРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Сложенный пополам ходовой конец линя заводят в огон швартова, (рис 51 а). На коренном конце линя делаем петлю и заводим ее в петлю ходового конца (рис. 516), обжимая. На ходовом конце линя делаем петлю и заводим ее в петлю коренного конца (рис. 51 в). Узел обжимаем коренным концом, держа за петлю ходового конца (рис. 51 г).

Применение. Служит для привязывания бросательного конца к огону швартова, для подачи инструмента, ведер и т.д.

uzel_50.jpg

uzel_51.jpg

г)

uzel_52.jpg

52. ПРОСТАЯ МАРКА

Выполнение. Для наложения марок употребляют тонкий линь, каболку, парусную нитку или мягкую луженую проволоку. Например, на растительные тросы марки накладывают линем или каболкой, на лини - парусной ниткой, а на стальные тросы -луженой проволокой. Чем толще трос, тем более толстые линь или проволоку употребляют при наложении марки. Чаще всего применяют так называемую простую марку: один из концов линя (каболки, нити и т, д.) укладывают вдоль троса в виде петли (рис. 52 а), затем трос обвивают 12-15 шлагами линя, а оставшийся конец линя пропускают в петлю (рис. 52 б) и с ее помощью затягивают под шлаги марки; свободные концы линя обрезают. Законченная простая марка показана на рис. 52 в.

Применение. Простую марку делают на концах тросов, предохраняя их от распускания; на концах прядей при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д. Кроме того, простую марку употребляют при разметке, разрубке тросов и для укрепления наложенной на трос трени.

uzel_53.jpg

53. САМОЗАТЯЖНАЯ МАРКА

Выполнение. Один из концов линя (каболки, парусной нитки или мягкой проволоки) укладывают между прядями троса и накрывают пятью-шестью шлагами, идущими по направлению к концу маркируемого троса (рис. 53 а, б); затем вдоль троса укладывают другой конец линя, который также накрывают пятью - шестью шлагами (рис. 53 в). Образовавшуюся при этом слабину линя выбирают, а концы его обрезают непосредственно у шлагов марки.

Если само затяжную марку делают не на конце, а на средней части троса, то последние пять - шесть шлагов марки накладывают на трос с некоторой слабиной, для чего вдоль троса укладывают свайку или какой-либо другой предмет. Свободный конец линя проводят вдоль троса внутри этих шлагов. После этого шлаги обтягивают втугую, а конец линя обрезают.

Для увеличения прочности марки практикуют пришивание шлагов марки к тросу парусной ниткой. Законченная самозатяжная марка показана на рис. 53 г.

Применение. Самозатяжную марку делают на концах тросов, предохраняя их от распускания, а также на концах прядей тросов для выполнения сплесней, огонов, кнопов, мусингов и т. д.

В средней части троса самозатяжную марку применяют при клетневании, разметке и разрубании проволочных и растительных тросов.

uzel_54.jpg

54. МАРКА СО ЗМЕЙКОЙ

Выполнение. Марка со змейкой представляет собой уже описанную на с. 56 простую марку, но дополненную так называемой змейкой. Змейку делают концом того же линя, которым выполнена марка. Она значительно увеличивает прочность марки, стягивая ее крайние шлаги.

Для выполнения змейки конец линя проводят поверх марки к первому шлагу, подбивают под него, образуя полуштык, затем проводят над шлагами марки в обратном направлении, подбивают под последний шлаг и т. д.

Выполнение марки со змейкой показано на рис. 54 а, б, в.

Применение. См. с. 56.

55. МАРКА С ПРОБИВКОЙ

Выполнение. Конец линя (парусной нитки, каболки) укладывают вдоль троса между его прядями и накрывают туго обтягиваемыми 10 - 12 шлагами. Далее конец линя пробивают под ближайшую прядь троса (рис. 55 а), проводит поверх шлагов марки в обратном направлении. Пробивают под следующую прядь троса (рис. 55 б), вновь проводят над шлагами марки и пробивают под прядь (рис. 55 в) и т. д. На конце линя для предохранения марки от распускания завязывают узел - восьмерка. Законченная марка показана на рис. 55 г.

Применение. Марку с пробивкой накладывают на концы снастей бегучего такелажа, причем обычно на каждом конце снасти делают по две марки.

uzel_55.jpguzel_56.jpg

56. ПОЛУБЕНЗЕЛЬ

Выполнение. В качестве материала, употребляемого при наложении полубензеля и других видов бензелей, обычно применяют хорошо скрученные каболки, линь или мягкую луженую проволоку.

По существу пулубензель ничем не отличается от простой марки. Разница между ними состоит в том, что полубензель накладывают на два троса, в то время как марку делают на одном тросе.

Как показано на рис. 56 а, конец линя укладывают вдоль троса в виде петли, после чего оба троса туго стягивают шлагами линя. Свободный конец линя проводят в петлю (рис. 56 б), затягивают под шлаги полубензеля и обрезают. Законченный полубензель показан на рис. 56 в.

Применение. Полубензель применяют для временного скрепления двух параллельно расположенных тросов.

57. БЕНЗЕЛЬ С КРЫЖОМ

Выполнение. Конец линя привязывают удавкой к одному из скрепляемых тросов, после чего линь накладывают на тросы десятью - пятнадцатью равномерно обтягиваемыми шлагами (рис. 57а). Затем шлаги бензеля стягивают так называемым крыжом, для чего линь дважды проводят между тросами вокруг шлагов бензеля (рис. 57 б, в). Конец линя крепят к шлагам крыжа штыками (рис. 57 г), а образующийся при этом узел сдвигают в промежуток между тросами.

Законченный бензель с крыжом показан на рис. 51 д.

Применение. С помощью этого бензеля заделывают коуши на вантах, фордунах, бакштагах, штагах и леерах. Бензель с крыжом применяют также для закрепления предохранительных сеток под бушпритом, ступеней шторм-трапов, блок-стропов и т. д.

uzel_57.jpguzel_58.jpg

58. ПРЯМОЙ (КРУГЛЫЙ) БЕНЗЕЛЬ

Выполнение. Вдоль скрепляемых тросов укладывают один из концов линя и сложенную вдвое плетенку, так называемый проводник (рис. 58 а) После этого на тросы накладывают два ряда шлагов (рис. 58 б, в). Следует иметь в виду, что верхние шлаги во избежание деформации и ослабления бензеля должны быть обтянуты несколько меньше, чем шлаги первого, прилегающего к тросам ряда. Ходовой конец линя вводят в петлю проводника (рис. 58 г), протягивают с его помощью под шлагами бензеля и обрезают.

Законченный прямой бензель представлен на рис. 58 д.

Применение. Прямой бензель применяют для скрепления двух параллельно расположенных тросов; при помощи этого бензеля закрепляют на блоке двойной блок-строп.

uzel_59.jpg


О компании



Какой минимальный пакет документов должен иметь судовладелец, чтобы зарегистрировать в ГИМС подвесной мотор?

Федеральным законом от 9 января 1996 года № 2-ФЗ "О защите прав потребителей" (п. 3 статьи 4; статья 8; п. 3 статьи 10)



МОРСКИЕ УЗЛЫ


ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ЗАПЧАСТЕЙ

Рекомендуем:ЗАПЧАСТИ Suzuki, Honda, Yamaha и т.д.


Адрес: г. Владивосток, ул. Зои Космодемьянской, 19а
тел.: (4232) 60-15-15; факс:(4232) 499-072;
E-mail: sales@1000size.ru



Автозвук и аксессуары

Акустические системы(А/С)Головные устройстваПереходные рамкиDVD проигрывателиTV / мониторыУсилители мощностиПринадлежностиКлемная продукцияЗащитные сетки для А/СКабельная продукцияЗвукоизоляционные материалыПодиумы для А/СЭлектронные кроссоверыПДУДекоративные материалыАксессуары для AUXАксессуары для BluetoothTV-тюнер / транскодерыTV / радиоантенныIpod и аксессуары к немуАппаратные разъемыАксессуары для USBКонденсаторыИнструментЭлектро-аксессуарыISO коннекторыDIN-заглушкиВидео-камерыBeat-SonicMUSEE аудиоQban держатели

Hosted by uCoz